Смарт-телевизоры шпионят за вами
Это не шутка и не паранойя — это так и есть, ваши смарт-телевизоры шпионят за вами. Об этом не принято говорить, но факт: если из умного телевизора убрать «умную» функциональность, то он станет дороже. Дело в том, что производители ТВ плотно вовлечены в индустрию контента, рекламы, маркетинга, дата-майнинга и торговли данными пользователей. По объёму собираемых данных эти платформы догоняют Google и Apple.
Начиналось это всё скромно — с фиксации того, какие программы вы смотрите, когда и сколько времени. Но затем смарт-телевизоры стали делать скриншоты всего, что смотрит пользователь. И это не только эфирная картинка, но и вообще всё то, что выводится на экран. Вы подключили медиа-плеер к телевизору? Скриншоты того, что он показывает, уходят к производителю телевизора. Вы используете телевизор в качестве монитора компьютера? Скриншоты ваших экранов снимаются и отсылаются на сервер производителя. Отслеживаются и приложения Smart TV, и сигнал с HDMI-входов — всё, что создает на телевизоре картинку.
Издание The Washington Post провело небольшой эксперимент и отследило, как четыре крупнейших производителя ТВ записывают всё, что мы смотрим. Сетевой трафик телевизоров Samsung, LG, Vizio и TCL изучали программой IoT Inspector от Принстонского университета.
В одном из интервью технический директор Vizio Билл Бакстер (Bill Baxter) пояснил, что на серверах работают системы «автоматического распознавания контента» (automatic content recognition, ACR). Технологию ACR изобрёл десять лет назад инженер по имени Зеев Ноймайер (Zeev Neumeier), ныне старший вице-президент по технологиям в Inscape, отделе данных Vizio.
Системы ACR работают у всех производителей Smart TV, в их числе Nielsen (партнёр LG) и Samba TV (Sony). Телевизоры Samsung тоже снимают отпечатки экрана и отправляют на сервер аналогичным образом.
Не верите? Вот телевизор Samsung 40MU6400, в нем в явном виде присутствует пункт меню, разрешающий сбор и передачу таких скриншотов:
Естественно, разрешающая галочка там стоит по умолчанию. Этот пункт глубоко запрятан в меню Настройки — Условия и политика — Службы информации о просмотре. Вам никогда не придет в голову его там искать, если вы этого не знаете.
А ведь в телевизоре еще есть система распознавания речевых команд. У нее имеются микрофоны, которые постоянно пишут всё, что звучит в комнате. Куда потом отправляется этот аудиопоток, что с ним делают получатели — вы не знаете.
Многие производители телевизоров говорят, что не нарушают конфиденциальность пользователей, потому что эти собираемые данные технически не являются личной информацией, поскольку телевизорами пользуются все члены семьи. Кроме того, они ссылаются на то, что вы добровольно дали согласие на сбор и передачу этой информации, не отключив соответствующую галочку в меню. Отключает ли на самом деле эта галочка сбор и передачу данных — вам не говорят. Юридически, убирая ее — вы всего лишь выражаете своё несогласие с работой этой системы, но выключить ее — вам никто не обещал.
С точки зрения рекламодателей использование ТВ заполняет пробелы в трекинге пользователей, поскольку данные с компьютеров и смартфонов у них уже есть, не хватает только телевизионной картинки. Билл Бакстер объясняет, что для производителей это один из дополнительных способов монетизации телевизоров после их продажи.
Не только телевизоры, но и другие гаджеты постепенно «умнеют» до такой степени, чтобы отслеживать поведение пользователей. Например, известный производитель наушников Bose на прошлой неделе обновил пользовательское соглашение. В новой редакции покупатель наушников Bose должен согласиться на сбор и отправку данных «об использовании».
Нетрудно догадаться, что это за данные. Наушники не только шпионят за тем, что вы слушаете — но и, пользуясь микрофонами системы подавления внешних шумов, записывают всё, что происходит вокруг.
Считается, что сбор и отправка информации происходит после установки фирменного приложения Bose Connect. Его необязательно устанавливать, но говорят, что в определённой версии наушников без приложения нельзя активировать кнопку шумоподавления в наушниках. Какая прелесть, не правда ли?
В последнее время складывается печальный тренд «любой умный девайс в первую очередь следит за тобой». А найти «неумные» устройства без слежки — всё труднее. Ради интереса ткнул в яндекс.маркет — на первых трёх страницах нашёл без смарттв только 1 модель от Philips и 1 какой-то Irbis. Причём в филлипсе есть какой-то телегид на 8 дней — то есть и он наверняка шлет данные изготовителю.
У знакомых есть телевизор от Самсунг, так без входа в свою учетную запись он забивал собранной информацией внутренний накопитель доверху, в результате переставал работать браузер даже локально (ему некуда было складывать кэш). Несколько раз сдавали в сервис, долго возились с ним — и выяснилось, что телевизор работает очень просто: после входа в интернет он чистит накопитель посредством сброса этого добра (записей того, чем вы занимались, пока интернет был отключен) на сервера самсунга. В общем, всеми доступными способами производители «умных устройств» стараются попить кровь тем, кто не делится телеметрией, и заставить делиться.